«Лотос» желает цвести!

«Лотос» желает цвести!

Профорганизация борется за жизнь судостроительного завода

             Завод “Лотос” - одно из крупнейших предприятий Астраханской области в судостроительной отрасли. Завод создавался как инновационный проект по сборке верхних оснований стационарных платформ для обустройства морских шельфовых нефтегазовых месторождений. В конце девяностых это головное отраслевое предприятие оказалось на грани уничтожения. Казалось бы, годы лихолетья канули в Лету, но, к сожалению, и сейчас завод, на страже которого стоит профсоюз, вынужден бороться за свое существование.

             “КОРМИЛЕЦ НАШ!” В конце семидесятых, когда в Астраханской области началось строительство головногосудостроительного предприятия - завода “Лотос”, ему, как и всей стране, прочили великое будущее. Проект по строительству буровых нефтяных платформ действительно был уникальным, и во многом остается таковым до сих пор. Однако все трудности завод переживает вместе со страной и со всеми вытекающими последствиями. Даже к началу девяностых портфель заказов ССЗ демонстрировал уверенное положение предприятия и рост доверия к качеству его работ у иностранных заказчиков. Однако начавшаяся в стране перестройка в конце концов, так сказать, накрыла и “Лотос”. Приватизация серьезно потрепала завод, но даже тогда он выстоял.

              Сегодня же, когда, казалось бы, те времена давно прошли и не вернутся, “Лотосу” грозит… рейдерский захват с последующим превращением судостроительного гиганта в производственную площадку. Корреспондент “Солидарности” приехал в город Нариманов Астраханской области, чтобы разобраться в проблемах завода при помощи его профсоюзной организации. Председатель профорганизации предприятия Юлия Савельева и представители пресс-службы “Лотоса” ведут по цехам. От раскроечных столов, на которых разложены детали кроя, идем к стапелям, где промышленные суда собираются и обретают окончательную форму. Масштаб и размах производства - впечатляют. Равно как и оснастка современных специализированных кораблей. Готовится к спуску на воду “Волготранс-2502” (танкер-химовоз проекта RST 25/7). “Лотос-2” - современный и перспективный проект земснаряда отечественной разработки, построенный целиком заводчанами “Лотоса”, - тоже находится на финальной стадии доводки.

             Юлия Савельева, возглавляющая не только заводскую первичку, но и Астраханскую областную организацию “Судпрофа”, рассказывает о зарождении и становлении предприятия, его славных вехах, традициях, процессах в коллективе, о заботах профсоюзной организации и о повседневности, в которой живут и трудятся заводчане. - Проезжая мимо завода по трассе, всегда смотрю на него с одой мыслью: “Кормилец ты наш!” Ведь “Лотос” не только градообразующий производственный объект для города Нариманов (14 тысяч жителей), но и социальный, экономический центр развития региона в целом. Благодаря ему у нас были рабочие места и заработная плата, что помогло нам выжить в тяжелые годы развала СССР, - вспоминает Юлия Евгеньевна.

              С первых дней заводчане методично внедряли программы по улучшению условий труда и жизни работников, строили жилье и развивали городскую инфраструктуру, что способствовало рождению корпоративного духа и поддержанию высокого уровня мотивации сотрудников. Была создана система обучения и профессиональной подготовки кадров в специализированных учебных центрах для эффективного решения задач морской индустрии. ПРОТИВОСТОЯНИЕ УВЯДАНИЮ Активное сотрудничество с научно-исследовательскими институтами и конструкторскими бюро по снижению эксплуатационных расходов судов и увеличению их производительности позволило “Лотосу” сохранить позиции в области инноваций. Каждое спущенное на воду судно было символом технологического прогресса и инженерного мастерства. Однако в стране продолжались экономические реформы. В конце девяностых акции завода ОАО “ССЗ Лотос” уже скупались и перекупались московскими финансовыми группами, которым была глубоко безразлична судьба судостроения, завода и благосостояния рабочих. Завод попал под прессинг, последствия которого видны и по сей день. Что неудивительно ни по тем временам, ни по нынешним, единственный судостроительный завод региона под крышей имеет корпусне цеха площадью 130 тыс. квадратных метров, шесть стапельных пролетов длиной 250 метров, шириной 24 метра и высотой 28 метров. В каждом пролете два мостовых крана грузоподъемностью 100 тонн и два крана по 30 тонн, что позволяет строить крупногабаритные объекты и спускать их на воду на спускоподъемном устройстве, рассчитанном на 6 тысяч тонн. Профессионал поймет, что стоит за этими цифрами, однако некоторых “инвесторов” интересуют цифры иного рода…

               К началу нулевых, после многократной перепродажи акций завода, начался масштабный передел судостроительных активов отрасли с использованием запрещенных приемов: от выдавливания судостроительного завода (ССЗ) из участия в тендерах до распространения негативной, заведомо ложной информации, в том числе через СМИ. Заводчане долгое время ждали, что государство выкупит акции завода у новых владельцев и, например, передаст управление ими на тот момент успешному менеджменту родственного предприятия - ОАО “ССЗ “Красные Баррикады”. В итоге в 2004 году завод с большими долгами по налогам и зарплате принял новый гендиректор Игорь Пестов, который за пять лет погасил все задолженности и наполнил портфель заказов на 360 млн рублей. Но когда акционеры предложили ему преобразовать завод в производственную площадку Астраханского судостроительного производственного объединения (АСПО), Пестов принял решение уйти с должности гендиректора, чтобы не участвовать в разрушении своего детища. - Новые акционеры и (на тот момент) марионеточное руководство завода приняли решение об изменении организационной структуры управления АО “ССЗ “Лотос” с ликвидацией всех структурных подразделений заводоуправления и передачей их функций по договору аутсорсинга АО “КНРГ”, - объясняет профлидер. - Изменение штатного расписания привело к массовому сокращению работников АО “ССЗ “Лотос”. В 2009 году костяк коллектива в 150 человек, возглавляемый профсоюзом, дал решительный отпор совладельцам завода, попытавшимся ликвидировать его как самостоятельную единицу. Общая беда сплотила коллектив. Инициативная группа ежедневно собиралась в штабе, писала письма чиновникам, депутатам Госдумы, в Госимущество, антимонопольную службу, проводила митинги и шествия с привлечением СМИ и телевидения. Все, кто принимал активное участие в сопротивлении, никогда не забудут это время единства и солидарности. Астраханцы отслеживали события на заводе “Лотос” по сообщениям в прессе, которые напоминали прифронтовые сводки. Интерес объяснялся тем, что рейдерским захватам пытались противостоять коллективы и других предприятий региона. - Чтобы защитить право судостроителей на труд, в первую очередь я попыталась найти поддержку у прокурора Наримановского района Вахита Даудова. И он решительно встал на сторону работников завода. Противостояние было сложным и долговременным, мы прошли через множество судебных тяжб и разбирательств - третьим лицом в них выступали первичная профсоюзная организация и я как ее председатель, - говорит Савельева. - Ситуацию ухудшило то, что буквально через месяц после обращения профкома в прокуратуру возникла угроза банкротства предприятия. Счета были арестованы, соответственно, не поступали и заказы на постройку и ремонт судов. Возникли проблемы с выплатой зарплаты. На основании личных заявлений работников предприятия прокуратура подавала иски в суд о выплате зарплаты и оплате времени приостановки по среднему заработку. Семь месяцев без зарплаты могли кого угодно поставить на колени, но не нас! От банкротства в то время спас статус стратегического предприятия. Не оставило заводчан без своей поддержки и Астраханское областное объединение организаций профсоюзов в лице председателя Светланы Калашниковой. Она встречалась с губернатором, депутатами облдумы, руководителями Межрегионального профсоюза работников судостроения и ФНПР, давала интервью СМИ - так что про строптивый коллектив ССЗ “Лотос” знали во всех уголках страны. Саму предпрофкома, кстати, за это время трижды увольняли и восстанавливали по решению суда, гонениям на своих рабочих местах подвергались ее муж и дочь. Однако через все те испытания семья, как и необычайно стойкий коллектив “Лотоса”, прошла с честью.